Военная мощь скифов: оборонительные сооружения Неаполя

В II веке до н.э., Скифское государство под руководством царя Скилура достигло своего зенита. Активная внешняя политика и расширение границ требовали надежной защиты. Неаполь, столица Скифии, был превращен в неприступную крепость.

Мощные каменные стены с дополнительными поясами, пилоны у ворот, зубчатые надстройки — всё это свидетельствовало о военном могуществе скифов и их стремлении противостоять греческой экспансии.

Неаполь Скифский в Симферополе — яркий пример того, как скифы, используя опыт своих противников, создали мощную оборонительную систему, способную выдержать осаду.

 

Первые укрепления Неаполя Скифского: борьба с греческой военной мощью

С момента основания, скифы стремились создать в Симферополе крепость, способную выдержать натиск греков, превосходящих их в военной технике и тактике. Но какие средства противодействия могли предложить скифы, привыкшие к земляным валам и рвам, внушительным стенобитным машинам противника?

неаполь скифский Симферополь

С момента своего возникновения скифы ставили своей целью построить в Симферополе неприступную крепость, которая могла бы противостоять нападениям греческих войск.

Неаполь скифский, с его преобладанием камня, не позволял рыть ров. Поэтому строительство стены было неизбежно. Первоначальное укрепление Неаполя представляло собой довольно примитивное сооружение. Его толщина не превышала 2,5 метров, а высота, по всей вероятности, достигала пяти метров. Стена имела внутренний и внешний панцири, заполненные забутовкой — подсыпкой из мелких камней и наскальной корки. Для придания прочности хрупкому сооружению через определенные промежутки устанавливались перемычки из крупных каменных блоков, скрепляющих панцири и делающие стену более устойчивой.

Сами же панцири возводились не вертикально, а с наклоном внутрь, придавая стене форму вытянутой трапеции.

Итак, овладеть Херсонесом, укрепленным мощными оборонительными стенами, скифам не удалось. Но греки вынуждены были принять срочные меры по охране своих владений: дополнительными противотаранными поясами укрепить стены усадеб, возвести новые укрепления в самом городе.

 

Военная мощь Скифии: Оборона Неаполя Скифского во II веке до н.э.

В II веке до н.э. Скифское государство переживало период расцвета под властью царя Скилура. Его правление ознаменовалось активной внешней политикой, расширением границ и развитием инфраструктуры.

Скилур стремился к укреплению позиций Скифии на международной арене. Ему удалось подчинить греческий город Ольвию, что позволило ему контролировать западное побережье Бугского лимана. Монеты с изображением Скилура, чеканившиеся в Ольвии, свидетельствуют о его власти над городом.

Военная мощь Скифии: Оборона Неаполя Скифского во II веке до н.э.

Стены древнего Неаполя скифского поражали своим величием! Мощный каменный фундамент, возвышающийся на 4,5-5 метров, увенчивался лёгкой глиняной надстройки, добавляя ещё три метра к общей высоте. Представьте себе, какую защиту они предоставляли городу!

С Боспорским царством Скифский царь поддерживал дружественные отношения, подтверждённые династическими браками. Однако отношения с Херсонесом оставались напряжёнными. Скифы продолжали военные действия против этого греческого полиса, захватив земли на северо-западном побережье Крыма и угрожая самому Херсонесу.

В преддверии возможной войны с греками Скилур уделял особое внимание укреплению границ своего государства. Наиболее масштабные работы были проведены в Неаполе, столице Скифии. Скифы, используя опыт греческих строителей, значительно укрепили оборонительную систему города.

В результате, стены Неаполя стали практически неприступными для осаждающих. Древний оборонительный вал был дополнен рядом дополнительных поясов, что увеличило его толщину до 6,8-7,35 метров.

Особое внимание уделялось защите ворот, которые всегда считались самым уязвимым местом в обороне. Скифы, вдохновляясь греческими образцами, возвели по сторонам ворот выступы-пилоны длиной 3,35 м и шириной 1,65 м. Эти пилоны играли роль своеобразных привратных башен, защищая ворота от штурма.

Кроме того, в районе ворот городские стены имели надстройку из необожженного кирпича-сырца, которая, вероятно, была украшена зубцами с бойницами. Такая конструкция увеличивала высоту стен и делала их более неприступными.

Высота стен Неаполя скифского была внушительной. Нижний каменный пояс достигал высоты 4,5-5 метров, а сырцовая надстройка добавляла еще три метра. Тяжелые двустворчатые ворота из дубовых досок открывались редко, а обычно использовались боковые калитки. Воины постоянно патрулировали стены, готовясь к отражению возможной атаки.

В целом, оборонительные сооружения Неаполя свидетельствуют о военной мощи Скифии во II веке до н.э. Царь Скилур понимал важность сильной армии и надежной защиты столицы, что позволило ему укрепить позиции Скифии на международной арене.

 

Архитектура и Повседневная Жизнь Скифов: От Роскоши до Простоты

Позднее, в первые века нашей эры, когда наступили тяжелые для Скифии времена, площадь потеряла свое былое значение и превратилась в свалку мусора. Городские ворота заложили камнями. Прошло время парадных церемоний, надо было защищаться от врагов.

Но в период процветания государства, в период его могущества, во время царствования умных, деятельных правителей столица имела иной вид, хотя и тогда город, по всей вероятности, строился без строгого плана. Не было четкой планировки улиц, дома размещались беспорядочно, застройка носила хаотичный характер. Впрочем окончательно судить об этом уместно будет лишь тогда, когда будут раскопаны большие площади городища. Сейчас можно только утверждать, что скифская знать жила в больших и добротных домах, которые зачастую возводили приглашенные из греческих городов строители. Крыши таких построек покрывали черепицей.

Архитектура и Повседневная Жизнь Скифов: От Роскоши до Простоты

Скифские вельможи жили в просторных и комфортабельных домах, созданных искусными мастерами, которых они приглашали из далёкой Греции.

В греческих городах, где изготовляли черепицу, ее обычно клеймили. По клейму мы узнаем не только откуда была привезена черепица (о месте ее производства можно судить и по составу глины), но также имя мастера, а главное — время клеймения. Исходя из этого, можно точнее датировать и само сооружение.

Один из домов открыт недалеко от парадной площади. Он получил название «дом с подвалом», поскольку сохранился выдолбленный в скале подвал размером 12,10X5,65 м и незначительные остатки каменных стен толщиной 1 м.

Дом, несомненно, принадлежал очень богатому человеку, так как его стены были оштукатурены и расписаны. Владельцы дома покупали дорогую греческую чернолаковую посуду, рельефные так называемые «мегарские» чаши, шкатулки с костяными обкладками, терракоту и другие вещи. По фрагментам черепицы, обломкам керамики и прочим находкам постройку дома можно датировать концом IV в. до н. э. Во II в. до н. э. он был перестроен и просуществовал еще почти столетие до начала I в. до н. э. Поэтому керамика, найденная при раскопках дома, разновременна. Затем он был заброшен и постепенно засыпан городским мусором.
Не менее богатому владельцу принадлежал расположенный недалеко от площади трехкамерный дом III в. до н. э. площадью 85 м2. Стены одного из его помещений были оштукатурены и расписаны яркими красками. Оно не отапливалось, тогда как в двух других жилых комнатах сохранились остатки очагов.

Однако возведение большого дома стоило недешево, поэтому бедняки ютились в небольших домишках, а чаще в крохотных землянках и полуземлянках, размеры которых варьируют от 4 м  до 12,5 м2. Эти примитивные сооружения имели прямоугольную, овальную или круглую формы. В центре обычно находился очаг, а вдоль стен шли лежанки, на которых сидели и спали. Кроме того, существовали и совсем крохотные постройки, которые, возможно, использовались как летние, временные жилища или служили для хозяйственных нужд. Они имели круглую юртообразную форму, а диаметр их не превышал 2,8 м. Видимо, они создавались так, как сообщает Геродот, описывая обычаи скифов: «Поставив три шеста; наклонные один к другому, натягивают на них шерстяной войлок, стянув его как можно плотнее». Ее можно было сделать быстро, когда кочевники останавливались где-нибудь в степи на несколько дней.

Скифы, помимо практичных построек, создавали прекрасные храмы, в которых чествовали своих богов и проводили священные церемонии. Это говорит о богатой духовной жизни этого народа.

Наряду с добротными домами подобные примитивные сооружения существовали у скифов в III—I вв. до н. э., но постепенно их вытеснили более совершенные.

Кроме жилых и хозяйственных домов, скифы возводили культовые здания, где выполнялись различные обряды, связанные с их верованиями. В Неаполе открыто 4 таких здания одного и того же плана — вытянутый прямоугольник главного зала, а перед ним небольшие сени, своеобразный вестибюль.

Из этих построек две открыты на самом городище, а две за пределами его городских стен. Примечательно, что первые из них отличаются высоким качеством строительства. Лучше сохранилось так называемое «здание с фресками», размером 19×9 м. Из сеней главный зал, в центре которого располагался очаг, вела дверь. Ширина дверного проема 1,6 м. Стены дома были сложены из сырцовых кирпичей, лежащих на каменном основании. Двускатная крыша покрыта черепицей. Вокруг очага находилось 16 углублений от деревянных опор, поддерживающих кровлю с отверстием для выхода дыма и доступа света. Стены зала были оштукатурены и расписаны. Сохранившиеся куски штукатурки позволяют реконструировать всю декоративную роспись зала. Она делилась как бы на три пояса: верхний, зубчатый, со следами красной и серой краски. Над ним — серый карниз. Средний пояс был расчленен расписными полуколоннами с коринфскими капителями, между которыми располагались прямоугольники, обрамленные рамами.

Вдоль стен главного зала, очевидно, шли скамьи, на которых сидели собравшиеся. На высоту вытянутой руки сидевшего по стенам было нанесено множество примитивных, прочерченных по штукатурке рисунков-граффити. Среди них изображение воинов с копьями, таран на колесах, табуны коней, человеческие фигурки, загадочные знаки, змейки, звезды, косые крестики и т. д.

Эти схематические изображения отражают реальный и фантастический мир поздних скифов. Они вводят нас в круг далеко еще не разгаданных представлений, связанных с верованиями и обрядами этого народа.