Мисхорский парк. Фонтан в честь строителей дороги Ялта—Севастополь.

Скульптурная композиция «Девушка Арзы и разбойник Али-Баба» и «Русалка». Мисхорский парк.

Интерес представляет и сам парк, где расположена скульптурная композиция. Это один из лучших южнобережных парков Крыма, изумительный по красоте памятник садово-парковой архитектуры XIX в. Удачно дополняет его воплощенная в металле крымская легенда. Создал композицию эстонский скульптор, академик Петербургской Академии художеств Амандус Генрих Адамсон. Предназначалась она для южнобережного имения «Кореиз» князя Юсупова и была отлита на заводе фирмы Моран в Петербурге. Установлена в 1905 г.

В основу сюжета композиции легла старинная легенда о похищении разбойником Али-Бабой красавицы Арзы. Не выдержав неволи, красавица бросилась в море и появилась у родных берегов в образе Русалки.

Две скульптуры — Арзы, набирающей из фонтана в кувшин воду, и хищно склонившегося над ней Али-Бабы — размещены на набережной среди каменных глыб. Третья — «Русалка» — находится в море недалеко от берега.

Скульптура «Русалка» Адамсона погибла во время шторма. Современная отлита и установлена в 1984 г.

 

Фонтан в честь строителей дороги Ялта—Севастополь. Севастопольское шоссе, остановка «Верхний Мисхор»

Социально-экономическое развитие Южного берега Крыма в начале XIX в. тормозилось отсутствием дорог. В 1824 г. по проекту главного директора департамента путей сообщения генерал-лейтенанта инженерных войск Бетанкура началось строительство шоссейной дороги. В 1826 г. под руководством инженер-полковника П. В. Шипилова построили часть ее — от Симферополя до Алушты. К 1835 г. солдаты Модлинского полка, руководимые инженерами-путейцами майором Славичем, капитанами Кутеевым, Альбрантом и Фремитером, завершили прокладку дороги к Ялте.

Дорожные работы на участке Ялта—Севастополь вели батальоны Козловского и Нашебургского пехотных полков, 40-го егерского полка и вольнонаемные рабочие. Работать им приходилось в невероятно тяжелых условиях, вручную, продвигаясь через труднодоступные перевалы. В 1843 г. дорога вышла к Байдарской долине. Пять лет спустя на условной границе между Южным берегом Крыма и его горной частью сооружен из местного известняка памятник строителям — Байдарские ворота. Высота их — 4 м.

В честь строителей дороги установили и три небольших фонтана, один из них — на Южном берегу Крыма. Расположен он на круглой площадке, огражденной металлической узорной решеткой. Чаша фонтана облицована полированными каменными плитами и имеет форму правильного восьмиугольника. У входа на площадку — каменные тумбы с шарами. На одной из них—чугунная доска с надписью: «Фонтанъ сей построенъ въ память 2-го баталшна 40-го егерскаго полка, работавшаго ciro дорогу».