Судьба Судака под властью завоевателей

Судак всегда восставал из пепла, демонстрируя непоколебимый дух и силу. История города Судак полна героических подвигов и удивительных открытий. Давайте вместе узнаем больше о его богатом прошлом!
 

Нападение сельджуков на Судак: взгляд из персидских источников

Судак, процветающий и богатый город на берегу Черного моря, неизменно привлекал к себе внимание завоевателей. В начале XII века он стал объектом нападения турецких сельджуков под предводительством султана Ала-ад-дина Кей-Кубада.

Сельджуки дерзко высадились в Феодосии и двинулись к Судаку! Объединённые силы русских князей и половцев из Тмутаракани были разгромлены. Десятитысячный отряд сельджуков осадил Судак

Подробности этого исторического события нам известны благодаря труду персидского автора Ибн-ал-Биби. По его словам, причиной вторжения послужили жалобы мусульманских купцов на притеснения в торговле со стороны жителей Судака. Разгневанный султан Ала-ад-дин Кей-Кубад решил оказать им помощь. Он щедро вознаградил купцов и приказал снарядить войско под командованием опытного полководца Амир Хусан-ад-дина Гупана.

Сельджуки высадились в районе Феодосии и двинулись в сторону Судака. Им навстречу выступило объединенное войско русских князей и половцев из Тмутараканского княжества, но оно было наголову разгромлено турками. Десятитысячный отряд сельджуков осадил Судак.

Ибн-ал-Биби описывает героическое сопротивление защитников города. Тысячное войско молодых воинов, хорошо обученных военному делу, вышло навстречу врагу. Сражение началось в долине. Турки применили свою привычную тактику – хитрое отступление заманило судакцев в ловушку, после чего они набросились на них из засады. Сурожцы были разгромлены, а городу пришлось заплатить огромный выкуп – 50 тысяч динаров.

В знак своей победы турки возвели в Судаке мечеть, которая, по легенде, была построена всего за четырнадцать дней. Однако, возможно, строительство не было завершено. После ухода сельджуков местные жители начали разбирать мечеть на строительный материал для укрепления городских сооружений.

Через два года турки покинули Крым, так как монголо-татары вторглись в Конию, столицу султаната Иконийского. Интересно отметить, что вернувшись на свою территорию, Ала-ад-дин Кей-Кубад построил в городе Нигде мечеть, по описаниям очень похожую на судакскую, но меньшего размера.

Этот эпизод истории Судака ярко иллюстрирует борьбу за контроль над важными торговыми путями и богатствами региона в XII веке.

 

Захват Судака Монголо-Татарами: Между Подчинением и Независимостью

Мирная жизнь в Судаке после ухода турков-сельджуков оказалась недолгой. Уже в 1223 году крымские земли были охвачены нашествием монголо-татаров, которые захватили и Судак. Об этом событии свидетельствует запись на полях Синаксаря от 27 января XII века: “В этот же самый день пришли первые монголо-татары”.

Ногай, с огромным войском, пришел в Судак и потребовал, чтобы все, кто поддерживал татар, вышли из города. Вышло меньше половины жителей, остальные были зверски убиты после пыток! Затем он сжег весь город дотла!

Арабский писатель Ибн-ал-Асир в своих трудах подробно описывает нашествие монголо-татар и его последствия для Судака. Он пишет: “Татары, придя к городу Судаку, овладели им, а люди разбрелись, некоторые из жителей со своими семействами и своим добром взобрались на Крымские горы, а остальные отправились к морю… С тех времен как ворвались татары, не получалось от кыпчаков ничего по части бобров, буртасских мехов и другого, что везли из этой страны”.

Монголо-татары вскоре покинули Крым, и нарушенные торговые связи Судака были восстановлены. Однако в 1239 году татары вновь вернулись в Крым, на этот раз с намерением остаться здесь надолго. Крым стал частью улуса Золотой Орды.

В Синаксаре сохранились записи о последующих нашествиях монголо-татаров. “В этот же день пришли монголо-татары”, – гласит запись от 26 декабря 1239 года. А 27 апреля 1249 года: “И очищено в этот день от татар все… и пересчитал севаст (правитель) народ… и праздновали торжественно”.

Несмотря на то, что монголо-татары обложили Судак данью, город сохранил фактическую независимость. В 1253 году францисканский монах Биллем Рубрук в своих записях отмечал, что местные власти Судака ушли зимой к Батыю с данью и к месяцу маю еще не вернулись.

Самостоятельность Судака подтверждается также существованием так называемых аспров солдайских – мелкой серебряной монеты, упоминаемой в нотариальных актах Солдайи в конце XII века и Каффы в 1290 году.

Несмотря на уплату дани, монголо-татары неоднократно совершали набеги на Судак, что свидетельствует о продолжающейся напряженной ситуации в регионе.

Ногай со своим большим войском пришел в Судак и приказал всем жителям Сугдеи, чтобы все, которые приняли сторону татар, вышли за Судак со своим имуществом и со своими людьми. Сразу вышли все почитатели Ногая, а их было меньше половины жителей Судака. Затем он приказал своим войскам окружить город и начал требовать выйти к себе одного за другим жителя Судака, отбирал все его имущество и истязал его, а потом убивал его, так он умертвил всех, кто невышел к нему на поклон из города. Затем он поджег город Судак и спалил его дотла
— Ал-Муфаддаль

 

Набеги Золотой Орды на Судак в XIV веке: Хроника трагедии

XIV век стал для генуэзской колонии Судак временем глубоких потрясений и страданий. В этот период город неоднократно подвергался опустошительным набегам войск Золотой Орды, оставлявшим след не только в материальном ущербе, но и в духовной жизни населения.

XIV век ознаменовался для генуэзской колонии Судак временем глубоких страданий в связи с опустошительными набегами войск Золотой Орды. Эти трагические события оставили неизгладимый след в истории города, причинив материальный ущерб и ранив духовную жизнь населения.

Первое письменное свидетельство о подобном нападении датируется 1322 годом. Синаксарь сообщает о приходе хана Толактемира, который захватил Судак без боя. В результате набега город постигла «скорбь каковой никогда не было». Помимо грабежей и разрушений, ордынцы сняли все колокола с церквей, затворили ворота и осквернили иконы и кресты.

Через год, в 1323 году, Синаксарь фиксирует еще одно варварское деяние: «безбожные агаряне» закрыли священную икону Спасителя, находившуюся в царских воротах города.

Новостями о трагедии в Судаке быстро распространились по всей Европе. Папский двор в Авиньоне узнал о зверствах Золотой Орды и отреагировал на них официальным посланием хану Узбеку. В письме папа Иоанн XXII выражал свою глубокую печаль по поводу изгнания христиан из Судака, снятия церковных колоколов и осквернения церквей. Папа просил хана разрешить христианам вернуться в Судак.

Несмотря на дипломатические усилия папы, набеги монголо-татарских войск на Судак продолжались. В 1327 и 1338 годах город вновь подвергся разграблению.

Эти события XIV века стали трагической страницей в истории Судака. Нашествия Золотой Орды не только привели к разрушениям и грабежам, но и оставили глубокий след в душе населения, лишив его привычного уклада жизни и безопасности.

 

Судак в XIV веке: от процветания к упадку

Регулярные нашествия золотоордынцев нанесли существенный ущерб экономике Судака и привели к резкому сокращению населения. Исторические свидетельства подтверждают этот факт. Арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший Крым в 30-х годах XIV века, оставил ценные наблюдения о состоянии города: «Сурож — один из главных городов степи кипчакской, на берегу моря. Его гавань одна из лучших и самых больших гаваней. Вокруг него воды и сады… Практически все дома его деревянные. Прежде этот город был великий, но основная его часть была разрушена…»

Нашествия золотоордынцев необратимо подорвали экономику Судака, уничтожив инфраструктуру и сократив население. Свидетельства Ибн-Батуты — неопровержимый факт!

Из слов Ибн-Батуты становится ясно, что Судак когда-то был процветающим торговым центром с развитой инфраструктурой. Наличие «одной из лучших и самых больших гаваней» свидетельствует о значимости города в международной торговле. Обилие «вод и садов» указывает на плодородные земли и благоприятный климат, способствующие развитию сельского хозяйства.

Однако, как отмечает путешественник, «основная часть» города была разрушена. Это можно объяснить именно последствиями нашествий золотоордынцев. Постоянные грабежи и разорения приводили к гибели населения, уничтожению инфраструктуры и прекращению торговых связей.

Таким образом, свидетельства Ибн-Батуты дают наглядную картину упадка Судака в XIV веке. Несмотря на свою некогда славу и экономический потенциал, город был жестоко наказан нашествиями, что привело к его значительному упадку.