Торговый расцвет Судака (Сугдеи) во времена венецианского господства

В 13 веке Судак, под контролем Венеции, был крупнейшим торговым центром Черноморья. Город активно взаимодействовал с Русью: купцы из Судака участвовали в дипломатических миссиях, торговали в русских городах и даже служили переводчиками в войске Дмитрия Донского.

 

Солдайя (Судак): Венецианский расцвет и утрата

В 1204 году, во время Четвёртого крестового похода, рыцари захватили Константинополь, столицу Византийской империи. В результате этого события Венеция, союзница крестоносцев, получила монопольное право на колонизацию и торговлю в Причерноморье. Началось возведение венецианских крепостей и факторий в Крыму. Одним из крупнейших центров этой деятельности стал Судак, известный также как Солдайя.

Город Судак (Солдайя) пережил удивительный период расцвета благодаря венецианским купцам. В XIII-XIV веках он был важным торговым центром, где смешивались культуры Востока и Запада. Несмотря на трудности и испытания, история Судака – это яркий пример того, как города могут возрождаться и развиваться даже после утраты былого величия.

Первое документальное свидетельство о Судаке датируется 1206 годом. Это договор о торговой сделке, заключённой в Константинополе между венецианскими купцами Захарио Стагнорио и Пьетро Феррагуто, с окончательным этапом операции в Судаке.

Венецианцы владели Судаком полтора столетия. Этот период стал временем небывалого расцвета города. Судак процветал благодаря активной торговле и обмену товарами. Однако история Судака была не лишена потрясений. Город неоднократно подвергался вражеским нашествиям и разорениям, что неизбежно сказывалось на его развитии.

О торговле венецианцев в Солдайе (Судаке) упоминает знаменитый путешественник Марко Поло: “В те времена, когда Балдуин был императором Константинополя, т. е. в 1206 году, два брата, господин Маффео Поло и отец господина Марко господин Николо Поло находились там же; приплыли они туда с различными товарами из Венеции. Поговорили они и решили плыть в Великое море (Черное море) за прибылью, да за наживой. Скупили они много драгоценностей да пошли из Константинополя в Судак”.

В духовном завещании Маффео Поло, дяди Марко Поло, упоминается о наличии у него дома в Судаке.

Судак (Солдайя) на протяжении полутора столетий был важным центром венецианской торговли и культуры в Причерноморье. Этот период оставил яркий след в истории города, несмотря на все испытания и невзгоды, которые ему довелось пережить.

 

Судак XIV века: Ключевой центр международной торговли

В начале XIV века Судак (Сугдея) занимал видное место не только в Крыму, но и на всей карте международных торговых отношений. Арабские авторы того времени высоко ценили город, сравнивая его с такими крупными торговыми центрами, как Сарай, Булгар, Хорезм и Азов. В конце XIII века восточные писатели даже называли Черное море «Судакским морем», что свидетельствует о масштабе влияния города.

Представьте себе: XIV век, а Судак уже процветающий центр международной торговли! Товары из Европы, Азии, Византии — все это сходилось в этом крымском городе. Арабские авторы называли Черное море даже «Судакским морем»!
Венеция держала здесь своего консула, а митрополит Сугдака был символом его огромного значения.

Громадное значение Судака подтверждается также тем фактом, что глава сугдейской епархии в 1282 году носил сан митрополита, что было нетипично для небольших городов того времени. Венецианские торговые интересы в Судаке были настолько весомы, что с 1287 года в городе постоянно проживал венецианский консул.

Судакский порт был оживленным местом встречи купцов из различных стран. Здесь разгружались корабли с товарами из стран Западной Европы, Передней Азии, Сирии, Византии, Египта. В город также прибывали караваны из Золотой Орды и Средней Азии.

Фламандский путешественник Биллем Рубрук, возглавлявший дипломатическую миссию в 1253 году, оставил ценные свидетельства о торговле в Судаке. Он писал, что «…к Судаку прибывают все купцы, как плывущие из Турции (Иконийский султанат) и направляющиеся в северные города, так и едущие из России обратно и стран северных, желающие достичь Турции».

Рубрук отмечал разнообразие товаров, которые привозились в Судак: «одни привозят белок, горностаев и другие меха драгоценные, другие везут бумазею, ткани из бумаги хлопчатой, душистые коренья и шелковые материи».

Он также описывает особенности транспортировки товаров. Когда Рубрук размышлял о том, как лучше перевезти свое имущество – на вьючных лошадях или телеге, запряженной двумя быками, – купцы из Константинополя посоветовали ему взять телегу и купить крытую повозку. По словам Рубрука, именно в таких повозках русские купцы перевозили свои меха.

Судак XIV века был не просто торговым городом; он являлся важнейшим центром международного обмена, который связывал Восток и Запад, а также северные и южные регионы.

 

Судак: Торговый Путь из Древней Руси

Судак, древний город на южном берегу Крыма, занимал важное место в торговых связях Древней Руси. Свидетельства о его активном участии в экономической жизни Восточной Европы можно найти в различных исторических источниках XIII-XIV веков.

Судак, жемчужина южного Крыма, всегда был важным торговым узлом Древней Руси! С XIII по XIV века судакские купцы доставляли товары по всей Восточной Европе, от Владимира-Волынского до Москвы. Их упоминают даже в «Слове о полку Игореве»!

Русская летопись XIII века сообщает о пребывании судакских купцов во Владимире-Волынском. Этот эпизод подчеркивает широкую географию торговых связей Судака, простиравшихся далеко за пределы Крыма. Интересно отметить, что летопись описывая погребение князя Владимира Галицкого в XII веке, упоминает среди плачущих володимирцев не только местных жителей, но и «сурожьце» — купцов из Судака.

Судак также упоминается в «Слове о полку Игореве», выдающемся памятнике древнерусской литературы. В призыве к земле «незнаемой» князь Игорь обращается к Поморию, Волге, Сурожу и Посулью — важным торговым центрам того времени.

В былинах цикла «Красное Солнышко», посвященных князю Владимиру, Судак фигурирует как важный пункт на торговом пути.

О связи Судака с Москвой свидетельствуют записи в Русской летописи о посольстве татарского посла Ирынчея в Москву в 1356 году. Вместе с послом прибыли «гости-сурожане», что указывает на активное участие судакских купцов в международных отношениях.

Русские летописи неоднократно упоминают о торговых связях Судака с Москвой. В рассказе об осаде Тохтамышем Москвы в 1382 году среди защитников города, наряду с «суконниками» и другими купцами, упоминаются и сурожане.

Таким образом, анализ исторических источников позволяет сделать вывод о том, что Судак был важным торговым центром Древней Руси, активно участвующим в международной торговле и игравшем значительную роль в экономической жизни Восточной Европы.

 

Роль Сурожских Купцов в Русской Истории

Поход Дмитрия Донского на хана Мамая в 1380 году стал знаменательным событием в истории Руси. В этой битве, которая положила конец монгольскому игу, Дмитрий Донской пригласил с собой 10 купцов из Сурожа (современный Судак) – города, расположенного на южном побережье Крыма. Их функции были двусторонними: они должны были служить переводчиками, а также свидетелями славы русской земли в предстоящем сражении.

Сурожские купцы — настоящие герои русской истории! Их вклад в победу Дмитрия Донского над Мамаем неоценим. Они не только служили переводчиками, но и стали свидетелями славы Руси. Их потомки интегрировались в русскую жизнь, оставляя след в родословных знатных семейств.

Нам известны имена этих сурожан: Сидор Олферьев, Василий Капица, Константин Петунов, Симеон Онтонов, Кузьма Ковря, Михаиле Саларев, Дмитрий Черной, Тимофей Весяков, Иван Ших, Дементей Саларев. Интересно отметить, что некоторые из этих фамилий встречаются в русских летописях спустя столетие (Ших, Весяков, Саларев), что свидетельствует о том, что эти семьи активно интегрировались в русскую жизнь.

Достоверность имени Весякова подтверждается существованием «Весякова двора» в Китай-городе Москвы во второй половине XV века. В «Бархатной книге», списке родословных русских князей, говорится о князе Стефане Васильевиче из Манкупа (современный Мангуп), Кафы и Судака, приехавшем в Москву при Дмитрии Донском. От его сына Григория Ховры (Коври) пошли роды Головиных и Ховриных, а также Грязных.

Василий Капица считается родоначальником рода Ермолиных, что также указывает на прочные связи между сурожскими купцами и Русью. Князь Михаил Тверской отправлял в ордынскую ставку в качестве посла Некомата Сурожанина с целью получить «ярлык» — документ, подтверждающий его право на княжение.

Таким образом, сурожские купцы играли важную роль не только в торговле, но и в политической жизни Руси. Они были посредниками между Востоком и Западом, способствовали распространению культуры и знаний, а также активно участвовали в событиях, которые определяли судьбу страны.