Как закончилась эпоха Скифов в Крыму

Гибель скифской державы в Крыму пришла внезапно. Она обрушилась с такой силой, что от пожаров и разрушений, от грозящей смерти оставалось одно — бежать, бросив дома, утварь, дорогие вещи. Надо было спасать жизнь. Но и это удавалось не всем.

На пороге одного из домов городища Алма-Кермен остался лежать убитый мужчина в возрасте 35—40 лет. Он погиб от удара по голове каким-то круглым предметом. Поодаль лежал другой убитый. На том же городище пожар уничтожил дом с фресками, крыша его рухнула внезапно. На полу оказались погребенными краснолаковые и лепные сосуды, амфоры с пшеницей и рожью, различные предметы труда и быта. А кроме того, два золотых предмета — слиток золота и золотая подвеска, украшенная альмандинами.

Слой от внезапного пожара — подарок для археолога. Как сказал поэт:

Археологи ликуя,

Открывают этот слой:

Храм, дворец и мастерскую

Между пеплом и золой.

В. Берестов

Внезапная гибель обычно позволяет хорошо сохраниться памятнику. Если люди преднамеренно покидают поселение или жилище, то они, как правило, уносят с собой весь свой скарб, любую мелочь. Ведь в далеком прошлом у людей в повседневной жизни было так мало вещей! Но когда происходит катастрофа, будь-то земля-трясение, извержение вулкана или внезапный набег беспощадного врага, тогда бросали все, что имели. И предстает «перед нами, средь обломков, жизни прерванной полет» (В. Берестов).

Одновременно в Крыму было уничтожено большинство скифских городищ. Погибла столица государства. В верхних слоях в разных районах Неаполя обнаружены погребения насильственно убитых людей. Их не успели похоронить. Они оставались лежать гам, где погибли: в зерновой яме, на развалинах оборонительной стены и т. п. Трагедия была всеобщей.

Но что же произошло? Кто стал виновником этих событий? Разногласий среди ученых по этому поводу сейчас, в сущности, нет. Все признают, что гибель скифского государства в Крыму произошла в середине III в. н. э. и связана с вторжением на полуостров готов. Подтверждают это и письменные источники, которые свидетельствуют о приходе в Крым в III в. н. э. готских дружин.

Из источников известно также, что в состав готского племенного союза входили разные, в том числе сармато-аланские племена, а численность самих готов была невелика. Они представляли, надо полагать, лишь верхушку этого союза.

Погребение сарматского воина на Устъ-Алъмин-ском городище.

Погребение сарматского воина на Устъ-Алъмин-ском городище.

Присутствие сармато-алан а таком союзе выявляет и археология.  Вот красноречивый пример: в верхнем слое Усть-Альминского городища, связанном с последней страницей его жизни и гибели, открыто погребение сарматского воина — крупный мужчина лежал на спине, вытянувшись, головой на северо-запад. Вдоль его туловища слева лежал длинный (1,10 м) железный меч, у плеча слева — бронзовая проволочная фибула, на тазовых костях кусок мела (признак сарматского обряда погребения). У воина была отсечена кисть левой руки и фаланги пальцев правой. Он был пришельцем, врагом, павшем в бою. Подобных захоронений (по обряду, набору вещей) нет в Усть-Альминском могильнике.
Такие погребения, с признаками сарматской принадлежности, обнаружены и в верхних слоях Неаполя скифского. Они также относятся ко времени уничтожения города в III в. н. э.
Под ударами готских дружин скифское государство погибло. На руинах скифских городищ жизнь больше не возобновлялась. Лишь только близ Херсонеса некоторые городища просуществовали до IV в. Готы не тронули и самого Херсонеса, в отличие от Боспорского царства, сильно пострадавшего от их натиска. Способствовало тому особое изолированное географическое положение Херсонеса, его мощные крепостные стены и часть римского гарнизона, еще стоявшего в городе.

А под эгидой Херсонеса в относительной безопасности оказались и некоторые скифские поселения. Поэтому они тогда уцелели.

Примером тому может служить городище Тас-Тепе. Оно находится в нижнем течении р. Кача близ с. Тенистого на горе Тас-Тепе (Лысая гора). Оборонительная стена толщиной 1,7 м защищала цитадель площадью 0,25 га.

Это убежище, судя по керамическому материалу, собранному на склонах горы, датируется II—IV вв. Рядом с убежищем на противоположном склоне оврага располагался могильник. В одном из его склепов найден археологический материал IV в. н. э.

Все это говорит о том, что на отдельных городищах позднескифского государства еще в IV в. н. э. теплилась жизнь. Остатки ее были уничтожены гуннским нашествием на Крым.

Но народ не мог исчезнуть, если он не был истреблен. Однако куда же в таком случае делось население скифского государства? — спросите вы. Уйдя с насиженных мест, покинув плодородные долины рек, люди устремились в места более безопасные, в горы, в верховья рек. Здесь в эпоху раннего средневековья возникли города, которые впоследствии стали крупными торговыми, политическими и культурными центрами средневековой Таврики. Среди них Бакла, Мангуп, Инкерман, Мангуш, Эски-Кермен и другие.

Часть населения разгромленного скифского государства влилась в поток «варваров», который, двигаясь на запад, вторгся затем в пределы Римской империи. Начиналась эпоха Великого переселения народов.

Почти семьсот лет просуществовало скифское государство в Крыму. Оно сыграло немалую роль в истории Северного Причерноморья. Без постоянных контактов со скифами не могли бы существовать греческие города-государства Ольвия, Херсонес и Боспор. Ибо, как считал академик С. А. Жебелев, они были зависимы от туземного населения «во всем направлении своей экономической жизни». В свою очередь скифское государство не было бы таким, каким оно стало, без связей с греческим миром.

Скифы оставили заметный след во всей древней истории юга нашей страны. Изучая ее, невозможно обойтись без «древних родоначальников нашего российского народа, в котором скифы не последнюю часть составляют» (М. В. Ломоносов).