Городище Кермен-Кыра, расположено в Крыму на подступах к Неаполю скифскому, на северо-западе от него. Оно было известно ученым еще в прошлом столетии. Первые упоминания о Кермен-Кыра в Крыму приводит Дюбуа де Монпере, который заметил здесь следы стен и жилищ, обломки древней керамики, А. И. Маркевич, один из известных исследователей Крыма, полагал, что Кермен-Кыр «очень напоминает Неаполис и по следам окопов и жилищ, и по валам, и по массе черепков и камня». К такому же выводу пришел Н. Л. Эрнст, после того как провел на городище в 1929 г. небольшие раскопки. По существу они были правы, так как и Неаполь, и Кермен-Кыр — городища, относящиеся к одной культуре, к одному народу. Вместе с тем, каждое из них имеет свои отличительные особенности.
Раскопки 1929 г. и послевоенного времени — 1945—1951 гг.— открыли на городище акрополь, защищенный мощной каменной стеной, толщина которой достигала 7,25 м. Перед ней находился ров глубиной 3,35 м.
Вторая оборонительная линия защищала городище с запада и востока. Здесь проходит земляной вал, поверх которого шла каменная стена толщиной 1,65 м, а перед валом располагался ров.
Раскопки открыли на городище каменные основания жилых построек. Некоторые из них имели прямоугольный план, размером 5X4 м. Глинобитный пол покоился на золистой подсыпке. Вокруг домов располагались хозяйственные ямы. Фрагменты разнообразной гончарной и лепной посуды, среди которой встречены обломки родосских амфор с клеймами, краснолаковая посуда и прочий инвентарь, позволяют судить о времени существования городища — с III в, до н. э. по III в. н. э.
Одно из наиболее интересных открытий на городище связано с комплексом гончарных печей. Но о них мы еще поговорим, а пока перейдем к западным берегам Крыма.
Итак, с напольной стороны Усть-Альминское городище было защищено валом, перед которым находился вырытый в земле ров. Эта оборонительная система сооружалась трижды.
Впервые скифы насыпали земляной вал и вырыли ров в конце II в. до н. э., в момент создания города. Вал этого времени не сохранился, но уцелели остатки рва, достигавшего глубины 3,5 м, а ширины в верхней части не менее 8 м.
Затем, в период подготовки к войне с греками, скифы вновь укрепили город, который к этому времени расширился. Поэтому пришлось к югу от предыдущего возводить новый вал, перед ним вырыть ров глубиной немного меньшей, чем предыдущий,— 2 м и шириной вверху 5,5 м. Вероятно, поверх вала шла сырцовая стена, толщиной не менее 2 м, о чем говорит сохранившийся развал сырцовых кирпичей.
Наконец, в третий строительный период Кермен-Кыра расширился еще больше, и снова надо было еще дальше, к югу, насыпать новый земляной вал, а перед ним выкапывать ров. Остатки этих сооружений видны и поныне. Сохранившаяся глубина рва местами достигает 1 м, а ширина 2 м. Конечно, в древности ров был шире и глубже.
Где-то с юго-восточной и юго-западной сторон, судя по топографии, находился въезд в город. Аэрофотосъемка также указывает на дорогу, ведущую в город с юго-востока.
Дома в городе строились по определенному плану. Они, как правило, были прямоугольные. Стены возводили из сырцовых кирпичей на каменных основаниях. Черепица встречается крайне редко. Лишь очень богатые люди имели возможность купить ее. Обычно крыши делались либо земляные, либо камышовые. Полы во всех случаях глинобитные. В центре находился очаг, чаще прямоугольный, вмазанный в пол. На нем готовили пищу, зимой он обогревал и освещал помещение. Широкое распространение получили у скифов переносные очаги-жаровни различной формы — овальной, круглой или прямоугольной с бортиками, высотой до 20 см. Были жаровни и без бортов. Такие печки ставили по мере надобности в любое место в помещении или держали во дворе, где готовили летом пищу.
Дома на городище имели строгую ориентацию — с северо-запада на югогвосток.
Зимой на побережье господствуют северо-восточные ветры, а летом юго-западный бриз. Учитывая это, местные строители стремились защитить жилища от зимнего холода. Строили дома с минимальной возможностью проникновения ветра внутрь помещения. Вход поэтому обычно располагался с юго-западной стороны.
Были ли скифы новаторами, применяя такую ориентацию жилищ? По-видимому, нет, так как общая планировка в ближайшем греческом городе Керкинитиде да и в других греческих поселениях побережья была такой же. Надо думать, что скифы видели, как строили греки свои дома, и поняли, почему они ставят их именно так. И сами стали широко использовать этот прием. Дома на скифских городищах всего северо-западного Крыма — «Чайка», Тарпанчи и других ориентированы так же.
На Усть-Альме к домам примыкают мощенные галькой и обнесенные каменным забором дворы, где протекала жизнь. Здесь располагались различные хозяйственные постройки: подвалы для хранения продуктов, навесы, под которыми сушили зерно, хозяйственные ямы, подчас глубиной до 3 м. В них держали молоко, мясо, вино, ссыпали зерно.
Во дворе находился овин для просушки зерна. Он представлял собой большую глубокую яму. По ее краям в древности стояли деревянные жерди и тянулся плетень. Когда-то на дне ямы находился очаг, дым от него поднимался вверх, проходил сквозь щели плетня и подсушивал прислоненные к нему снопы с хлебом. Какие-то зернышки падали в яму. По этим остаткам мы знаем, что здесь сушили пшеницу — основную культуру местных хлеборобов.
Жилые сооружения на Усть-Альминском городище возводились в несколько периодов. Наиболее интенсивное строительство велось на рубеже нашей эры.
Скифы возводили не только добротные жилища для зажиточных людей, но и полуземлянки для бедняков. Малоимущие люди жили, по-видимому, в отдельном, отведенном для них районе города,— у оборонительного вала. Именно здесь раскопками последних лет открыты четыре однотипные прямоугольные полуземлянки размером 5,40X3,60 м или 4,40X2,70 м. На 0,8 м они были углублены в землю, а наземные стены сложены из саманных кирпичей. Изнутри стены были обмазаны глиной и побелены. С трех сторон вдоль стен полуземлянок шли лежанки, сделанные из земли и поставленных на ребро сырцовых кирпичей. Мебели у скифов не было, так что на таких лежанках они сидели и спали. Крыша полуземлянок была либо односкатная, либо двускатная земляная или камышовая. Входов не обнаружено. Вероятно, пользовались приставными деревянными лестницами. Лишь в одной из полуземлянок открыты остатки очага, оказавшегося не простым. Люди в этой полуземлянке, как это было тогда обычным, какое-то время пользовались переносной жаровней, а затем решили соорудить постоянный глинобитный очаг.
Согласно древним повериям, чтобы хозяин жил долго и благополучно, а скот его давал хороший приплод, под очаг следовало положить кости животного. Так поступили и здесь: под очагом закопали новорожденного козленка или ягненка в возрасте одного месяца, а также голову козла в возрасте 1—1,5 лет, предварительно обрубив рога.
Обряд захоронения под полом жилища жертвенного животного характерен для многих древних народов. Часто он, как и в данном случае, был связан не только с культом плодородия, но и огня, домашнего очага.
Все перечисленные полуземлянки Усть-Альминского городища возникли на рубеже нашей эры. Некоторые из них просуществовали сравнительно небольшой срок, другие, как, например, та же полуземлянка с очагом, погибли от пожара во II в, н. э.
Район близ оборонительного вала со стороны города, видимо, был постоянным местом обитания бедняков. Но шло время, местные строители приобретали новые навыки, совершенствовали свои постройки. По другому стали делать и полуземлянки. И вот во II—III вв. н. э. у оборонительного вала возникла новая полуземлянка, уже несколько иная. К сожалению, сохранилась она частично. Вдоль одной из ее стен лежанку сложили из камня, пол внутри сделали глинобитный. Очаг был, вероятно, переносной. Сохранилась очажная яма, в которую ссыпали от него золу.
Дома освещались у скифов значительно примитивнее, чем у греков. В жилищах последних, как правило, стояли специально Глиняные курильницы, изготовленные изящные чернолаковые или краснолаковые светильники, наполненные маслом. Их горящий фитилек излучал мерцающий свет. Помимо светильников стандартной формы, греки изготовляли и продавали оригинальные сосуды на высокой подставке, Фрагмент одного такого необычного сосуда обнаружен на Усть-Альминском городище. Его круглая чашечка покоилась на высокой, полой внутри колонке, имеющей квадратное основание. Чашечка изнутри покрыта слоем гари, что говорит о назначении предмета, его длительном использовании для осветительных целей. Но это все исключительные предметы. Такими светильниками скифы пользовались очень редко, так как купить их мог лишь состоятельный человек. Обычно они пользовались примитивными, сделанными от руки светильниками в виде сапожка или вазочки на ножке.