Нашествие Татаро-Монголов и Турков-Сельджуков

Знаменитый и богатый город Судак постоянно манил к себе взоры жадных завоевателей. В начале XII века нападение на Судак совершил иконийский султан турецкий Ала-ад-дин-Кей-Кубад. В начале XI века сельджуки завоевали огромную часть Малой Азии зародив здесь свое государство — султанат Иконийский. Многие подробности нападения и захвата Судака известны нам из рассказа автора персидского Ибн-ал-Биби. Главным поводом для вторжения послужили жалобы мусульманских купцов турецкому султану, на чинимые притеснения их в торговле. Как излагает Ибн-ал-Биби, “Услышав просьбу Султан о помощи, разозлился, велел хорошо вознаградить купцов, дал указ снарядить войско, во главе его поставить Амир Хусан-ад-дина Гупана, он был главным полководцем и эмиром государства, приказал ему двигаться в сторону города Судака”. Турки-сельджуки в районе Феодосии высадили десант. К ним навстречу выступило войско русских и половцев (Тмутараканского княжества). Но это войско союзное было наголову разгромлено, далее десятитысячный отряд турков направился на Судак(Сугдею). Ибн-ал-Биби пишет, что Судак защищало тысячное войско юношей хорошо обученных делу военному. Прямо в лоб врагу вышел конный отряд воинов и защитников города. Прямо в долине началось сражение. Турки применили обычную свою тактику — хитрым отступлением они заманили отряд судакцев в глубь долины, и сразу набросились на воинов из засады. Сурожцы были разгромлены. Народу города пришлось отдать огромный выкуп в 50 тыс. динаров. Во имя своей победы турки возвели в Судаке мечеть, которую, по легенде, воздвигли за четырнадцать дней. Однако, возможно, что мечеть не была до конца достроена. С уходом сельджуков местные народы начали разбирать мечеть на строительный материал для городских крепостных сооружений. Два года спустя турки покинули Крым, в связи с тем, что в Конию ворвались монголо-татары. Интересные факты, что, вернувшись на свою территорию, Ала-ад-дин-Кей-Кубад воздвигнул в городе Нигде мечеть, очень похожую на Сугдейскую, но поменьше размеров.

Недолго продолжалась Мирная жизнь в Судаке после ухода турков-сельджуков. Уже в 1223 г. в Крым вошли монголо-татары и захватили Судак. “В этот же самый день пришли первые монголо-татары”, — ведает запись на полях Синаксаря от 27 января XII века. На много подробнее о нашествии монголо-татар и раковых последствиях для Судака рассказывает Ибн-ал-Асир арабский писатель:“ Татары придя к городу Судаку, овладели им, а люди разбрелись, некоторые из жителей со своими семействами и своим добром взобрались на Крымские горы, а остальные отправились к морю… С тех времен как ворвались татары, не получалось от кыпчаков ничего по части бобров, буртасских мехов и другого, что везли из этой страны”. Вскоре монголо-татары покинули Крым, и нарушенные временно торговые связи Судака были восстановлены. Но в 1239 г. татары вновь пришли в Крым и на этот раз осели здесь надолго. Крым стал улусом Золотой Орды. Появляются записи в Синаксаре , связанные с очередными нашествиями. “В этот же день пришли монголо-татары”, гласит запись от 26 декабря 1239 г. А 27 апреля 1249 г. гласит: “И очищено в этот день от татар все… и пересчитал севаст (правитель) народ… и праздновали торжественно”. Татары обложили Судак данью, не смотря на это Судак остался фактически независимым. В 1253 году Биллем Рубрук писал, что он застал в Суроже властей, так как местные начальники ушли зимой к Батыю с данью ,а к месяцу маю еще не возвратились. Самостоятельность Судака еще подтверждает нам факт существования так называемых аспров солдайских (мелкой монеты серебряной), упоминаемых в актах нотариальных Солдайи в конце XII века и Каффы 1290 году. Даже получая дань, монголо-татары многократно совершали набеги на Судак.

Ногай со своим большим войском пришел в Судак и приказал всем жителям Сугдеи, чтобы все, которые приняли сторону татар, вышли за Судак со своим имуществом и со своими людьми. Сразу вышли все почитатели Ногая, а их было меньше половины жителей Судака. Затем он приказал своим войскам окружить город и начал требовать выйти к себе одного за другим жителя Судака, отбирал все его имущество и истязал его, а потом убивал его, так он умертвил всех, кто невышел к нему на поклон из города. Затем он поджег город Судак и спалил его дотла
— Ал-Муфаддаль

Набеги в 20-е и 30-е годы XIV столетия на Судак продолжались . В 1322 годы в Синаксаре говорится: “В те времена пришел Толактемир… и взял Судак без боя, и была скорбь каковой никогда не было, и снял колокола все, и ворота затворили,и сломали иконы и кресты”. Спустя год: “В то время закрыли безбожные агаряне священную и божественную икону Спаса нашего Иисуса Христа, (что) в царских воротах богоспасаемого города Судака”. Новость об этих деяниях дошла до самого папского двора, который располагался тогда в Авиньоне, на юге Франции. Папа Иоанн XXII в 1323 г. написал золото-ордынскому хану Узбеку: “В возникшей ситуации мы не можем не огорчится несчастью христиан, притеснениями и бедствиями, то с болью прознали мы, что христиане, недавно еще жившие в городе Судаке, сарацинами изгнаны из города, что сняты церковные колокола и осквернены церкви”. Просил тогда папа , чтоб дозволили христианам вернуться в Сурож. В 1327 и 1338 гг. монголо-татары опять подвергли Судак разграблению.

Регулярные набеги золото-ордынцев сильно подорвали экономику Судака и привели к быстрому падению численности населения. Путешественник Арабский Ибн-Батута об этом свидетельствует, побывав в Крыму XIV века в 30-е гг.. Изложил он так:“ Сурож это один из главных городов степи кипчакской, на берегу моря. Его гавань одна из лучших и самых больших гаваней. Вокруг него воды и сады… Практически все дома его деревянные. Прежде этот город был великий, но основная его часть была разрушена…”

history-turks-1history-turks-2history-turks-3