Советы школьникам по сбору минералов, насекомых и гербариев

Краеведческая работа юных туристов в Крыму должна быть связана с учебным материалом, чтобы в результате выполнения краеведческих заданий школьники могли изготовить для школы учебно-наглядные пособия.
Практически полезной может быть краеведческая работа, если участники похода получают задания от научно-исследовательских учреждений, хозяйственных и других организаций. Чаще всего школьники в походах по Крыму собирают коллекции минералов, насекомых и гербарии. Чтобы коллекции были ценными их надо не только собрать, но и правильно оформить.

Как собирать Геологическую коллекцию

Образцы для коллекции следует брать непосредственно из пластов горных пород или из отвалов горных разработок, а не подбирать обломки где попало, так как они могут не быть типичными для данной местности.

Взятым образцам следует придать, по возможности принятую для коллекций форму прямоугольника размером 6×9 см или 9×12 см при 2-3 см толщины.
Для коллекции минералов, горных пород или окаменелостей можно взять фанерный или деревянный ящик с невысокими стенками, разделить его фанерными или картонными перегородками на клеточки, по размерам образцов. В каждую из клеток следует положить немного ваты, а на нее положить образец с аккуратно написанной этикеткой, на которой указывается: порядковый номер образца найденного минерала, наименование его, где, когда и кем найден.

  • № 65
  • КАЛЬЦИТ
  • Крым, Куйбышевский район, Большой каньон
  • 5/VII — 2014
  • Туристы Партизанской школы

Этикетка прикладывается к стенке клеточки так, чтобы ее можно было прочесть, не вынимая из ящика.Сверху ящика закрывается вставленным в крышку стеклом.

Оформление Гербария

Для гербария надо выбирать растения с хорошо развитыми листьями, стеблями. корнями, с цветами и плодами.
Откопав растение, надо определить его название (это можно сделать и позже), на этикетке написать название растения, где оно росло, в каких условиях, кем и когда сорвано.
Для сушки растение закладывается в гербарную сетку или папку между листьями бумаги. Лучше всего взять для этого старые газеты. Раз в сутки влажные листья бумаги надо менять, пока растение не высохнет. Когда растение станет совершенно сухим, его надо поместить в гербарий. Для гербария используется большой частью белья гладкая плотная бумага, размером 30×40 см. Прикреплять растения к гербарному листу можно двумя способами: приклеивать узенькими бумажными полосками или пришивать нитками.
В левом или правом нижнем углу листа приклеивается четко и красиво написанная этикетка. Отдельные гербарные листья с растениями хорошо хранить в картонной коробке.

Обработка коллекции Насекомых

Собранных во время крымского похода насекомых, перед тем, как поместить в коробку, необходимо расправить. А чтобы насекомые при расправлении не ломались и не крошились, их увлажняют. С этой целью берут тарелку влажного песка, расстилают на нем чистый лист бумаги и на него кладут насекомых. Сверху накрывают их тарелкой и оставляют на ночь. Наутро насекомые станут мягкими, эластичными и легко будет придать им любое положение.
Расправленных и засушенных насекомых помещают в картонную коробку с застекленной крышкой и прикалывают ко дну коробки тонкой энтомологической булавкой. Под каждым насекомым помещают этикетку, на которой указывают название насекомого, где и когда оно поймано.

Фенологические наблюдения

К числу интересных работ по краеведению относятся фенологические наблюдения, т. е. наблюдения за ходом сезонных явлений природы.
Ведя фенологические наблюдения в Крыму во время экскурсии, туристских прогулок и походов, школьники могут обогатить свои знания и в то же время принести общественную пользу, сообщая о результатах наблюдений научным и хозяйственным учреждениям.
Цветение древесных и кустарниковых пород, созревание плодов, появление первых красок осени дают юным натуралистам чрезвычайно богатый материал для наблюдений.
Поднимаясь в высоту, можно не только переходить как бы из одной географической зоны в другую, но и переноситься в другое время года.
Все наблюдения надо записывать, точно указывая место наблюдения и кем они производились. Важно также указать, где производились наблюдения: в долине, на ровной или холмистой местности, на северном или южном склоне гор, близ реки или водоема, на опушке леса, поляне или скалистой почве и т. д.

Что же надо наблюдать?
Начало цветения древесных и кустарниковых плодов.
Начало цветения травянистых растений.
Появления первых созревших плодов.
Начало опадения созревших семян и плодов.
Случаи вторичного цветения летом весенних цветов.
Массовое появление грибов.
Сельскохозяйственные явления: появление всходов, цветение, колошение сельскохозяйственных культур, уборка урожая.
Случаи заморозков и повреждения ими растений.
Первый осенний иней на траве.
Жизнь птиц и насекомых: прилет, гнездование, вывод птенцов, отлет птиц; появление личинок, куколок, взрослых насекомых.

Юные туристы-краеведы проводят в Крыму сбор и первую полевую обработку краеведческих материалов под наблюдением и указанием своего руководителя в соответствии с заранее составленным планом. Дальнейшая обработка материалов, определение названий минералов, растений, изготовление учебно-наглядных пособий, таблиц, фотомонтажей осуществляется под руководством учителя в школе.

collecting-minerals-insects-and-herbals-1collecting-minerals-insects-and-herbals-2collecting-minerals-insects-and-herbals-3