Скифские художники и скульпторы в Крыму

Представления скифов об окружающей среде Крыма, о природе и ее влиянии на человека нашли отражение и в памятниках искусства Крыма. К сожалению, их сохранилось немного, но все же мы можем судить о мастерстве крымских скульпторов и художников, искусстве гончаров и торевтов.

К памятникам монументального искусства поздних скифов Крыма принадлежат всем известные изображения царей Скилура и Палака и отдельно Палака на коне, найденные в Неаполе расположенном в городе Симферополь. Эти парадные рельефы, видимо, украшали главную площадь столицы Крыма, где, кроме того, стояли статуи с посвящениями Зевсу, Афине, богине Родос, Деметре.

Число статуарных рельефов за последнее время резко возросло. Происходят они главным образом из двух районов Крыма — северо-западного и юго-западного, причем на северо-западе найдены более совершенные изваяния, сделанные более опытными мастерами, сумевшими выполнить довольно сложную композицию. Таковы стелы с городища Чайка и Поповка, тогда как из юго-западного Крыма происходят в основном примитивные антропоморфные стелы, с непропорционально выполненными человеческими фигурами. Чем объяснить такую разницу?

Очевидно, тем, что в различных районах поздней Скифии по-разному складывались уклад жизни, быт. Отличным был состав населения. На северо-западе Крыма проживало больше греков, и греческие художники, вероятно, оказали заметное влияние на местных умельцев. В юго-западном Крыму это ощущалось в меньшей степени. Для скифского искусства типичен образ всадника. Мы видим его почти на всех известных нам рельефах. Вот, например, стела из Марьино. Она одна из поздних, относится к рубежу II — III вв.

Надгробная плита довольно больших размеров, высотой 1,18 м, шириной 0,66 м. На лицевой стороне двухъярусное изображение. В верхнем ярусе — всадник, в правой руке держащий копье, в левой — повод. Перед ним застывшая женская фигура в рост. Голова ее окутана покрывалом, правая рука прижата к груди, держа ритон.

В нижнем ярусе — сцена травли оленя, ее дополняет образ всадника — героя, воина, охотника. Стела из Марьино особенно интересна тем, что в свободном поле ее лицевой стороны, не занятом рельефом в верхнем или нижем ярусе, помещены надписи на греческом языке. Верхняя восстанавливается так: ЯМАХ, СЫН СОМАХА, ПРОЩАЙ. В свободном поле нижнего яруса стояло имя мастера. Эта стела—наглядный пример влияния греческой культуры на местную.

Скифское искусство многопланово. До нас дошли не только каменные изваяния, но и рисунки, живопись. К памятникам искусства этого круга прежде всего принадлежат расписные склепы некрополя Неаполя скифского. Они погружают нас в причудливый мир таинственных и еще далеко не разгаданных представлений скифов.

Скифские художники оставили нам еще один интереснейший памятник своего творчества — рисунки-граффити на стенах культового здания Неаполя, где сохранилось около 2 тыс, различных изображений, в том числе животных. Конечно, фигурки переданы примитивно, с предельным лаконизмом. Они статичны, но вместе с тем пропорциональны и не лишены реализма. Связаны ли они единым сюжетом? Едва ли, хотя без труда можно видеть здесь табун лошадей, всадников.

 

Вероятно, в искусстве скифов в первые века нашей эры господствовал определенный стиль. Его придерживались и те художники, которые наносили рисунки на глиняные пряслица: олени с роскошными ветвистыми рогами шествуют друг за другом на грузилах для веретен из Усть-Альминского и Заветнинского могильников.
Занимались скифы и художественным литьем. Бляха с изображением обнаженной женщины, о которой мы говорили выше, изготовлена местным мастером. Местные торевты, безусловно, делали различные украшения из бронзы. Это подтверждает одна замечательная находка из Неаполя — литейная форма из ручки амфоры, предназначенная для отливки конского налобника.
Вероятно, примитивные бронзовые проволочные браслеты, перстни, фибулы были Литейная форма с Неаполя также изделиями самих ски- скифского. фов. И лишь более сложные украшения покупали у греков.
Скифские гончары стремились подчас украсить простой кухонный горшок насечками, защипами по венчику, чтобы придать скромному сосуду более нарядный вид. Они же изготовляли примитивные глиняные фигурки, очажные подставки с головами баранов.
Памятников искусства дошло до нас немного, но все, что сохранилось, свидетельствует о многоплановом, разнообразном характере творчества скифских художников в Крыму, их неустанном стремлении отразить реальный мир.