Повседневный труд и развлечения Скифов в Крыму

Хозяйственная деятельность местного населения, как и повсюду в Скифии, была разнообразной. Но главным занятием скифского царства в Крыму оставалось земледелие. Производили главным образом пшеницу, а также рожь, ячмень, бобовые культуры.

Греки, в том числе херсонесские, после того, как скифы захватили их хору на северо-западном побережье, постоянно испытывали нужду в хлебе. Это подтверждают и письменные источники. Например, в декрете I в. н. э. в честь одного из граждан Херсонеса говорится, что чествуемый оказал помощь хлебом нуждающимся гражданам. Из декрета И в. н. э. мы узнаем, что Херсонес испытывал нужду в хлебе и вынужден был обратиться за помощью к частному лицу. Систематическая нехватка хлеба заставляла греков покупать его у скифов.

Произвести огромное количество хлеба в Крыму без плужного земледелия было бы невозможно. Кроме плуга, для обработки земли служил целый ряд вспомогательных орудий, в том числе и мотыга для рыхления земли. Жали серпами.

Но вот пшеницу скосили. Ее нужно обмолотить. О том, как это делали греки, мы узнаем у историка V—IV вв. до н. э. Ксенофонта: «Животных — волов, мулов, лошадей — гоняли по кругу, подбрасывая им под ноги колосья, из которых скот выбивал зерна». Возможно, тот же способ обмолота бытовал и у скифов. Не исключено, что применялись и молотильные доски. С помощью разнообразных зернотерок зерно перетирали в муку. На смену плоским, довольно примитивным зернотеркам-толкачам приходят круглые ручные мельницы, состоящие из двух жерновов: нижнего, укрепленного неподвижно, и верхнего, вращающегося с помощью деревянной ручки. Такие жернова очень долго, вплоть до наших дней, существовали у многих земледельческих народов.

Для крупного размола зерна, чтобы получить крупу, использовали каменные ступы. Они встречались неоднократно.

Орудия земледелия в Крыму находят крайне редко. Железо, как правило, быстро ржавеет и распадается. Лучше сохраняются кованые четырехгранные гвозди, а от прочих предметов до нас доходят лишь железные чешуйки. Поди догадайся, какому предмету они принадлежали? Но вот однажды повезло. На полу брошенного в пожаре дома на городище Алма-Кермен обнаружено несколько предметов: два слепившихся серпа со слабоизогнутым лезвием, мотыга и два виноградных ножа. Какая удача! Сразу можно сказать, что местные жители не только высевали зерно, но и выращивали виноград. Спустя много лет после этих находок на Усть-Альминском городище и в могильнике мы нашли зерна винограда— бесспорное доказательство виноградарства.

Делали скифы в Крыму и собственное вино. Об этом говорят сохранившиеся стационарные (у городища Краснозорянского) и переносные тарапаны. Последние, довольно больших размеров, были вторично использованы в качестве закладных плит в Заветнинском могильнике (рядом с городищем Алма-Кермен). По-видимому, виноградарством и виноделием в Крыму скифы занимались широко. Ореал городищ, где найдены подтверждающие это остатки, расширяется. До недавнего времени находки происходили только из юго-западного Крыма. Теперь к нему присоединился западный (Усть-Альма), а в последнее время и восточный Крым. На селище близ городища Доброе, что расположено на трассе Симферополь-Алушта (у с. Доброго) обнаружен виноградный нож.

Городище находится на правом берегу р. Тавель. К укреплению с юга примыкает обширное селище площадью более 80 тыс. м2. Разведки на городище провел Н. Л. Эрнст в 1927 г. Он собрал здесь разнообразную керамику, фрагменты очажных подставок. В 1949 г. Доброе обследовал П. Н. Шульц. Найденные обломки посуды позволили датировать городище II в. до н. э.— III в. н. э.

В 1979—1980 гг. областной краеведческий музей совместно с отделом археологии Крыма ИА АН УССР провели небольшие раскопки в Добром. В результате на селище открыт прямоугольный в плане дом, типа мегарон, размером 14,6X6,2 м, видимо, утративший свои первоначальные культовые функции и превращенный в III в. н. э. в хозяйственное и жилое помещение.

Другое хозяйственное сооружение II—III вв. н. э. было прямоугольное в плане, размером 10X4 м, с полом, засыпанным мелкой галькой. Обнаружены хозяйственные ямы и многочисленные обломки амфор II—III вв. н. э. Жители поселения занимались земледелием, а также виноградарством.

В первые века нашей эры скифы в Крыму довольно активно начинают заниматься виноградарством и виноделием.

В одной из Кизил-Кобинских пещер открыт склад амфор II — III вв. н. э., принадлежащих, по-видимому, богатому виноделу или виноторговцу. Но даже эта находка не дает ответа на вопрос — продавали ли скифы свое вино, или изготовляли его только для собственных нужд.

Более важную роль, чем виноградарство, в хозяйстве скифов играло скотоводство, о чем говорят многочисленные кости домашних животных, обнаруженные на поселениях. Судя по этим остаткам, разводили главным образом мелкий рогатый скот — овец, коз, а также свиней. Однако в первые века нашей эры увеличивается количество крупного рогатого скота. Во все времена было много собак.

Занимались в Крыму скифы различными ремеслами и промыслами. Скифские женщины, по-видимому, были искусные мастерицы ткать, шить одежду.

Постоянно встречаются обожженные, а чаще необожженные глиняные грузила от ткацких станков и многочисленные глиняные пряслица — лощеные и нелощеные, круглые и цилиндрические, биконические и плоские.

В одном из склепов Усть-Альминского могильника найдены прекрасно сохранившиеся деревянные веретена. На одном из них в момент открытия даже сохранилась белая пряжа. Но от соприкосновения с воздухом она тут же рассыпалась. А сами веретена интересны не только как орудия труда скифских женщин, но и как своеобразные произведения искусства, так как они были увенчаны фигурками сидящих уточек, туловища которых повернуты в противоположные стороны. Эта работа местных мастеров, прекрасно владевших резьбой по дереву.

В женских погребениях очень часто встречаются бронзовые иголки, иногда положенные в бронзовые футляры. Все это говорит, что одежду шили исключительно женщины, тогда как мужчины занимались постройкой домов, различными видами других ремесел и промыслов. Жители прибрежных поселений, как мы уже в том убедились, ловили рыбу. Найдены бронзовые крючки, грузила для сетей, остатки самих сетей, а также чешуя и кости рыбы.

С западного берега Крыма рыбу привозили в столицу государства — кости камбалы обнаружены и в Неаполе скифском.

Большое место в повседневной жизни местных жителей Крыма занимало керамическое ремесло. На скифских городищах и селищах всюду встречаются обломки типичной, чаще черной и серой в изломе, посуды с характерными профилями, судя по которым археологи безошибочно определяют даже до начала раскопок поселения, что здесь жили скифы.
Дело в том, что каждый народ, особенно тот, что чтит и сохраняет традиции своей культуры, как это происходило и в данном случае, из поколения в поколение повторяет форму сосудов, используемых в быту. У скифов ассортимент сосудов был достаточно велик: высокие горшки — корчаги, в которых держали воду, ссыпали зерно, муку и даже хоронили грудных младенцев, разнообразные кувшины, с широким или узким горлом, миски, светильники. И эту посуду не спутаешь ни с какой другой. Она изготовлена из специфического теста, часто с содержанием шамота (толченой керамики, кусочков кварцевого песка), поверхность сосудов либо гладкая, лощеная, либо шершавая, без лощения. Но главное — это особая форма посуды.
Однако скифы в Крыму, как мы знаем теперь, не жили изолированно. Общение с другими народами, враки с иноплеменными, бесспорно, оказывали воздействие на все стороны их культуры. Гончары, видя изящную посуду греков, старались подражать ей, делать подобные греческим кувшины, миски, сосуды с профилированными или витыми ручками и пр. Для детей изготовляли миниатюрные амфорки, кувшинчики.
В первые века нашей эры, когда в Крыму появляется все больше сарматов, когда они все глубже проникают в скифскую среду, появляются сосуды, типичные для сарматской культуры: горшки с низко посаженными ручками, сарматские ребристые курильницы и т. п.

Горшки скифы обжигали в печах. Близ городища Красное открыт целый комплекс таких печей (раскопана лишь одна — I в. н. э.). Она была круглая в плане, двухъярусная, построенная из сырцовых кирпичей, квадратных или продолговатых по форме. Нижняя камера, диаметром 1,33 м, высотой 0,51 м, отделялась от верхней межкамерным перекрытием. Сложные приемы кирпичной кладки печи свидетельствуют о сравнительно высокой строительной технике, которой достигли скифы в I в. н. э., а также о высокоорганизованном ремесле керамистов. Вполне возможно, что часть продуктов своего ремесла скифы в Крыму продавали на внутреннем рынке для своих соплеменников. Но это лишь предположение. Пройдет еще немало лет, накопятся новые данные, тогда и можно будет рассмотреть вопрос о том, чем торговали скифы между собой.

Очень важную роль в жизни скифского государства в Крыму играла торговля. Конечно, в столицу скифов, где жил царь, его родственники, торговцы, воины привозили больше дорогих заморских товаров. Раньше, чем у населения других городищ, окрепли торговые связи этого города, но и на других поселениях мы находим следы интенсивной торговли скифов с греками.

Основным предметом экспорта, а следовательно, и источником богатства скифов в Крыму был хлеб. В обмен на него приобретали очень широкий ассортимент товаров, но прежде всего вино и масло в амфорах. Часто покупали сладкое вино. На некоторых фрагментах амфор красной краской начерчена буква Г, от слова glucus, т. е. сладкое. Такие пометки делали греки, отправляя в далекий путь партию вина.

Судя по амфорам, мы знаем, что к скифам прибывали товары с далеких островов Эгейского моря — Родоса, Косса, из Малой Азии, с южного берега Понта — Синопы, Амиса, Гераклеи и, конечно же, из греческих полисов Северного Причерноморья — Ольвии, Херсонеса и Боспора. Покупали у греков столовую посуду, покрытую красным лаком, в том числе и роскошные, с рельефным орнаментом, так называемые «мегарские чаши». Но последние были очень дороги, их приобретать могли лишь богатые люди, и поэтому фрагменты этих чаш встречаются не часто.

Покупали ткани, золотые и бронзовые украшения, дорогую стеклянную посуду, терракотовые статуэтки, кровельную черепицу, зернотерки из вулканических пород. Даже из далекой Аттики привозили в Неаполь прекрасную чернолаковую посуду. Отправлялись ли скифы сами в далекий путь за товарами или пользовались помощью греков? Для того чтобы достичь островов Эгейского моря или прибыть в Грецию, надо было знать морское дело, иметь свой флот. Его у скифов не было. Поэтому они вынуждены были обращаться к грекам, которые издавна были отличными моряками.

Посредником в торговых делах скифам служили греческие города Северного Причерноморья и прежде всего Ольвия. Она вынужденно взяла на себя эти обязанности, так как во II в. до н. э. скифы подчинили ее своему влиянию и широко пользовались ее торговыми связями.

Гражданин Ольвии Посидей, сын Посидея, довольно часто совершал поездки с товарами из Неаполя в Ольвию, из Ольвии в далекие края и обратно. Не раз на его корабли нападали пираты, в том числе сатархеи, что жили где-то на западном побережье Крыма. Посидей, как истинный грек, высоко чтил богов и в Неаполе, где он так часто бывал и, возможно, подолгу жил, поставил статуи с посвящениями Зевсу, Афине, Ахиллу и богине Родос. Последняя была покровительницей острова Родос. Статуя с посвящением богине прямо указывает на то, что Посидей совершал поездки на остров и привозил оттуда вино, которым славились островитяне.

Торговые связи Неаполя с Родосом подтверждают многочисленные фрагменты родосских амфор, а том числе ручек с клеймами жрецов и фабрикантов.

Проживал в Неаполе грек по имени Евмеи. Он, по всей вероятности, торговал хлебом. От урожаев зависело его благополучие и состояние. Чтобы задобрить богиню плодородия Деметру, Евмен поставил ей в Неаполе небольшую статую с посвящением. Статуэтка эта до нас не дошла, но сохранилась часть мраморного постамента с надписью, которая восстанавливается так: «Деметре Евмен».

Скифы подчинили Ольвию во II в. до н. э. и на протяжении столетий стремились сохранить с ней дружеские связи, так как нуждались в ней. Там стоял флот, жили умелые мореплаватели, был большой рынок сбыта. Недаром после разгрома Ольвии гетами в I в. до н. э. именно скифы старались помочь Ольвии восстановить город.

О тесных связях скифов с Ольвией на протяжении веков говорят многие данные. Кажется на первый взгляд парадоксальным, что скифы, жившие в устье Альмы, теснее были связаны с далекой Ольвией, чем с близлежащим Херсонесом. Но в этом нет ничего удивительного. С Херсонесом скифы постоянно враждовали. Их стремление захватить этот полис натолкнулось на активное сопротивление херсонеситов и в конце концов оказалось бесплодным.

Все сказанное отнюдь не исключает скифо-херсонесских торговых связей. Но они, во-первых, существовали лишь в период мирных отношений двух государств, а во-вторых, складывались для разных районов Скифии по-разному. Жители близлежащих к Херсонесу поселений торговали с ним более активно, чем население удаленных от него городищ и селищ.

С близлежащими греческими городами скифы торговали без посредников. Это обходилось дешевле. В Херсонесе, в Ольвии и на Боспоре покупали столовую посуду, украшения, ткани, вино. А продавали грекам, кроме хлеба, скот, шерсть, шкуры животных.

Римский историк Полибий сообщает, что из Северного Причерноморья в метрополию вывозили, кроме того, рабов, мед, воск. Это же подтверждает и Клавдий Элиан, живший в конце II—начале III в. н. э. Он сообщает, что в Скифии водятся пчелы, которые ничуть не страшатся холода, и что скифы привозят на продажу собственный мед и воск.

Эти сообщения очень интересны, так как расширяют представление об ассортименте товаров, экспортируемых скифами.

Торговля носила меновой характер. Монеты на скифских городищах встречаются крайне редко. Больше их становится в римский период, в первые века нашей эры. Но и эти находки единичны.

Существовали ли в жизни поздних скифов, полной тяжелого повседневного труда, подверженной порой опасностям, какие-нибудь развлечения?

Мы привыкли подходить к истории древних народов, абстрагируясь от мысли о том, что человек не может жить без песни, танцев, игр. Ведь даже в эпоху палеолита, как показали исследования известного советского археолога С. Н. Бибикова, уже существовали разнообразные музыкальные инструменты.

К сожалению, сведения о скифском обществе в этом отношении у нас очень скудны. Но все же мы знаем, что на стене одного из каменных вырубных склепов Неаполя был изображен скиф, играющий на лире. В Неаполе также был найден обломок, по-видимому, костяной флейты’. На стенах каменных склепов Неаполя помещены фигурки танцующих женщин. Хотя, надо думать, что в данном случае художник изобразил женщин, танцующих на погребальной церемонии.

Играли ли скифы в какие-нибудь игры? В детских погребениях постоянно встречаются разнообразные фаянсовые египетские фигурки богов Беса, Гора, изображения львов, лягушек и другие. Обычно принято считать, что эти предметы служили амулетами, оберегали от дурного глаза, злых сил. Такова была, вероятно, их главная роль. Но кроме того их использовали как игрушки для малышей, вместе с которыми они ушли в могилы.

Делали скифы для детей и специальные игрушки, главным образом разнообразные миниатюрные сосудики, которые не могли иметь утилитарного значения.

А во что же играли взрослые люди? Во время раскопок мы находим фишки для различных игр. Среди них кубики с метками по сторонам (от одного до шести), круглые фишки, сделанные из стенок сосудов (иногда они лежат кучками до 40 штук), шарики из слабообожженной глины (также кучкой 76 штук, мы их нашли в ямке на городище Алма-Кермен). Две фишки: кубик из пемзы и глиняная круглая плоская фишка с насечками по краям найдены на городище Усть-Альма. Как играли с помощью этих фишек, сказать нельзя. Можно лишь предполагать, используя в качестве аналогий известные игры в древнем мире, что с помощью фишек играли на деревянных досках. Возможно, существовала игра в шашки. Как знать, не потому ли на одной из стен склепа № 9 Неаполя изображен шахматный ковер? Но самой популярной и распространенной игрой была игра в бабки. В нее играли и взрослые, и дети. Бабки встречаются иногда кучками до 165 штук (на городище Тарпанчи). Особым любителям таких игр клали альчики при погребении. Как бы ни были разнообразны игры поздних скифов, они бесспорно соответствовали уровню развития этого народа, степени их культуры.